ПОРТАЛ "МОСКВА ПАССАЖИРСКАЯ"

Навигация
.:  Главная
.:  Карта портала
.:  Маршруты автобуса
.:  Маршруты троллейбуса
.:  Маршруты трамвая
.:  Как проехать до ...
.:  Адреса и телефоны

Электрички
Курский вокзал (Горьк.)
Казанский вокзал
Павелецкий вокзал
Курский вокзал (Курск.)
Киевский вокзал
Белорусский вокзал
Рижский вокзал
Ленинградский вокзал
Савеловский вокзал
Ярославский вокзал

Метро
Сокольническая линия
Замоскворецкая линия
Арбатско-Покровская линия
Филевская линия
Кольцевая линия
Калужско-Рижская линия
Таганско-Краснопресненская линия
Калининская линия
Серпуховско-Тимирязевская линия
Люблинская линия
Каховская линия


Схема метро

Партнеры
ГУП МО Мострансавто


  
    Электропоезд ЭД 4М
 


 ... библиотека / статьи о видах транспорта

Электропоезд ЭД 4М

 

Сергей Курзаев
Журнал "Железнодорожное дело"

В сентябре 1997 года Москва отметила свой 850 - летний юбилей. Этому событию было посвящено много всевозможных праздничных мероприятий. Это и выставка раритетов городского пассажирского транспорта, и грандиозное шоу на Воробьевых горах, и праздничные гуляния на улицах и площадях города. Но мне хочется упомянуть событие, которое состоялось уже после официальных торжеств, хотя подготовка к нему началась еще за долго до праздника, и имеет к нему прямое отношение. Речь пойдет о новых российских электропоездах серии ЭД4 - ЭД4М.

В материале "Российские электропоезда - реальность и перспектива" ("Железнодорожное Дело" N2 за 1997 год) был упомянут проект-модернизация электропоезда постоянного тока новой серии, получившей наименование ЭД4 (заводское обозначение 62-301). Первый электропоезд ЭД4-0001 был выпущен в марте 1996 года на Демиховском машиностроительном заводе. Внешне он мало чем отличался от серийно выпускаемых поездов серии ЭД2Т. Различие было только в том, что все электрооборудование изготовлено на Российских предприятиях. Это НЭВЗ, который изготовил основное электрооборудование, Новосибирский завод "Сибстанкэлектропривод", изготовивший тяговые электродвигатели, и ряд других предприятий. Электропоезд прошел пробную эксплуатацию на Курском отделении Московской дороги, а затем полный комплекс испытаний на экспериментальном кольце ВНИИЖТа в Щербинке и скоростном полигоне на станции Белореченская. После проведения испытаний и последующей переналадки, электропоезд ЭД4-0001 поступил для постоянной эксплуатации в депо Минеральные воды. В то время, когда проходили испытания электропоезда ЭД4-0001, на ДМЗ разрабатывали проекты новых перспективных поездов. Основным критерием при разработке, стала необходимость создания новой формы лобовой части головных вагонов. Был утвержден проект нового электропоезда серии ЭД6. Предполагалось, что электрооборудование для этого электропоезда будет поставлять немецкая фирма "Сименс". Проект включал в себя и модернизацию лобовой части головного вагона. В конце 1996 года проект новой формы головного вагона был утвержден, были изготовлены макеты в уменьшенную и в натуральную величину. Но так как контракт с фирмой "Сименс" к тому времени еще не был заключен, было принято решение о модернизации электропоезда ЭД4 применительно к проекту электропоезда ЭД6.

В начале 1997 года МПС заказало на ДМЗ юбилейные электропоезда к 850-летнему юбилею Москвы. Было принято решение изготовить партию модернизированных электропоездов серии ЭД4. Эти поезда получили наименование ЭД4М (заводское обозначение сохранилось). Основные работы по созданию этих электропоездов развернулись в мае-июле 1997 года. Помимо стандартного электрооборудования, на электропоездах ЭД4М установлен ряд новейших разработок. Это и новая система пожаротушения, электронные маршрутные указатели, информационная система для пассажиров типа "бегущая строка" в салонах вагонов. Все эти электронные системы управляются с помощью бортового компьютера, находящегося в кабине машиниста. В салонах вагонов установлены люминесцентные светильники вместо ламп накаливания. В создании электропоезда приняли участие ряд российских фирм и предприятий. НЭВЗ изготовил электрооборудование, Тихвинский завод "Трансмаш" - тележки под моторные вагоны, Новосибирский завод "Сибстанкэлектропривод" - тяговые электродвигатели. Электронную "начинку" изготовили фирмы "ИНТЕРСИТИ", "НОРДВЕСТ" и "ЛЕНИНЕЦ". Некоторые устройства электропоезда ЭД4М были установлены по результатам испытаний электропоездов ЭД9Т-0001 и ЭД4-0001. Например ДУКСы - дискретные устройства контроля скольжения были впервые опробованы на электропоезде ЭД9Т-0001 а затем испытаны на электропоезде ЭД4-0001.

Первые два модифицированные электропоезда ЭД4М-0002 и ЭД4М-0003 (отсчет ведется от электропоезда ЭД4-0001) были изготовлены в конце августа 1997 года. В канун 850-летия Москвы они поступили для ходовых испытаний в депо Перерва Московской дороги. В первый свой пробный рейс Электропоезд ЭД4М-0002 отправился 7 сентября по маршруту Москва (депо "Перерва") - Серпухов - Москва. Провести его было доверено машинисту -инструктору депо "Перерва", Егорову В.П. Поезд сопровождали специалисты конструкторского отдела ДМЗ и участка наладки сборочного цеха во главе с начальником цеха А. Н. Жихаревым. Яркая окраска нового электропоезда (сине-белый кузов с красной полосой, буквой "М" на дверях в виде зубца кремлевской стены и надписью "МОСКВЕ 850" на головных вагонах), необычность лобовой части его головных вагонов, привлекали внимание как пассажиров, стоящих на перронах станций иплатформ, так и профессиональных железнодорожников. В тот же день в первый пробный рейс, только по более короткому маршруту (депо "Перерва" - Москва-Курская) отправился электропоезд ЭД4М-0003. И снова люди с интересом провожали взглядом этот поезд. Торжественная церемония, посвященная передаче новых поездов Москве, как дар Министерства путей сообщения к 850-летнему юбилею города, состоялось 10 сентября на перроне отреставрированного Казанского вокзала. Накануне вечером два новых поезда сцепом выехали из депо "Перерва" и своим ходом отправились на Казанский вокзал Столицы, проехав около 220 километров по маршруту "Депо Москва-Курская - Орехово - Куровская - Люберцы - Москва-Казанская". Во время этого перегона, в зависимости от направления движения, поочередно меняя друг друга, один из электропоездов был в тяге, другой - холодный. Прибыв на Казанский вокзал, поезда расцепились и заняли свои места по обе стороны 2-ой платформы. Церемония началась ровно в 15 часов. В сопровождении министра путей сообщения Р.Ф. Н. Е. Аксененко и других должностных лиц МПС и правительства Москвы, на вокзал прибыл мэр Москвы Ю. М. Лужков. Состоялся небольшой митинг, на котором было торжественно объявялено о передаче в дар городу Москве от МПС России новых электропоездов.

По окончании церемонии, поезда вновь сцепили, и так же, как и накануне, своим ходом отправили в обратный путь по еще более протяженному маршруту через станции Люберцы, Воскресенск, Михнево, Столбовая, Подольск.

В начале октября на ДМЗ был выпущен еще один электропоезд ЭД4М-0004. На нем, в отличии от первых двух, были установлены тяговые электродвигатели, изготовленные на производственном объединении "ЭЛЕКТРОСИЛА" из Санкт-Петербурга. В течение месяца новые поезда проходили ходовые испытания. 17 октября 1997 года электропоезд ЭД4М - 0003 вышел на линию и в течении дня прошел около 1000 километров по маршруту Москва - Подольск - Москва - Тула - Москва - Серпухов - Москва перевезя за этот рабочий день около 20 тыс. пассажиров. В конце октября на линию вышли и 2 других электропоезда ЭД4М. И уже недалек тот день, когда на российских железных дорогах появятся электропоезда этой серии. Принято решение о начале их серийного производства с 1998 года. И хочется верить, что в будущем поезда, выпущенные на российских предприятиях ничем не будут уступать своим зарубежным аналогам. Начало этому и положили электропоезда серии ЭД4.

После окончания испытаний на кольце в Щербинке ЭД4-0001 был передан на постоянную эксплуатацию в депо Минеральные Воды С-Кавказской ж.д. С 8.12.1997 для работы на линии стал использоваться ЭД4М-0004 (депо Перерва Мск ж.д.).


 ... библиотека / статьи о видах транспорта

 


  
-

  ©2002-2018